В  2016-2017 учебном году общеобразовательные учреждения города приступили к реализации краевого проекта «Компас самоопределения», цель которого - создание в образовательных организациях среды, способствующей самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей регионального рынка труда. Сформированы школьные и муниципальные команды, которые приступили к созданию программ, направленных на повышение профессиональной грамотности учащихся, осознанный выбор будущей профессии (СШ № 10, 26, 87; экономическая гимназия; многопрофильный лицей и др.). Запланированы мероприятия Дорожных карт проекта в системе образовательного учреждения. Мероприятия профориентационной направленности освещаются на страницах сайтов образовательных учреждений.

 

Во всех ОУ проводятся тематические родительские собрания и мониторинговые исследования по изучению запросов детей, родителей, связанных с выбором профиля обучения, с результативностью учебного процесса в профильных классах. Ежегодно анализируются данные о поступлении выпускников ОУ в учреждения высшего и среднего проф. образования: от 50% до 100 % выпускников ОУ поступают в учреждения проф. образования в соответствии с профилем обучения (СОШ № 80, физ/мат. профиль - 100 %; экономическая гимназия, соц/эконом. профиль - 86%; СОШ № 12, физ-мат. профиль - 93 % и др.). Все (100 %) ОУ осуществляют взаимодействие  с учреждениями высшего и среднего профессионального образования (30 % сотрудничают на договорной основе - «Математический лицей», гимназия восточных языков № 4, СШ № 6, 10, 11, 26, 32, 38 и др.). Проводятся элективные курсы по профессиональному самоопределению для уч-ся 8-11-х классов с привлечением преподавателей вузов и ссузов, комплексная профдиагностика и профконсультации в психологических центрах ДГУПС, ХГУЭиП, ПИ ТОГУ. Программы профильных предметов, учебных практик (лабораторный практикум) реализуются в рамках различных профилей обучения силами вузов (ДВГГУ ДГУПС, ТОГУ, ХГАЭиП) на базе ОУ. Школьники участвуют в  предметных вузовских олимпиадах, НПК студентов (ТОГУ, ХГАЭиП, Педагогический колледж, ДВЮИ и др.).

Знакомство с профессиями начинается в дошкольном возрасте (100 % детских садов) через реализацию образовательных областей, социально-коммуникативное и познавательное развитие. Это отражено в основной общеобразовательной программе ДОУ. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Во всех общеобразовательных учреждениях (100%) в рамках основной образовательной программы ФГОС НОО и ООО разработаны подпрограммы  организации ранней профориентации школьников 1-9 классов.  Определена муниципальная модель системы ранней профориентации, утвержден городской план работы. Направления работы ранней профориентации реализуются через работу кружков, секций, клубов:  в 17 % учреждений - технической направленности (робототехника, легоконструирование, программирование), в  9% - математической, в 76 % - художественно-эстетической, в 52 % - военно-спортивной. В рамках внеурочной деятельности проводятся встречи с людьми интересных профессий – задействовано более 80% учащихся 1-8 классов. Продолжается работа по привлечению к проведению профориентационных мероприятий родительской общественности (фестиваль «Город мастеров», праздник «Самоделкин», викторины «Сто дорог – одна твоя», конкурсы рисунков «Профессии моих родителей», «Моя будущая профессия» и др.).

С целью раннего профессионального самоопределения школьников, развития интереса к будущей профессии, повышения имиджа учебных заведений начального и среднего профессионального образования для учащихся 1-8 классов проводятся беседы, лекции, диспуты, викторины, конференции, деловая игра, недели профориентации.  Для учеников 8-11-х классов ежегодно (по графику управления образования) проводятся профориентационные мероприятия с привлечением специалистов городского Центра занятости населения; на базе МАОУ «Гимназия № 3» - городская ярмарка учебных мест, в которой принимают участие ведущие учреждений высшего и среднего профессионального образования города.

Дни открытых дверей в вузах, ссузах  посещают не только выпускники, но и ученики 7-8 классов. Хорошей практикой стало посещение представителями высшего и среднего профессионального образования образовательных учреждений, а также проведение ими ориентационных курсов в течение учебного года. Так, например, в октябре 2017 года во всех образовательных учреждениях города (100%) организованы профориентационные встречи с представителями УФСБ России, в феврале 2017 года - с представителями Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (10 ОУ, 400 чел.).

В городе функционирует «Школа Юного медика» на базе КГБУЗ «Городская клиническая больница № 10». В 2016-2017 учебном году из 27 выпускников школы 9 - поступили в медицинский университет (ДВГМУ), 2 – в медицинский колледж (ХГМК) по целевому направлению. В 2017/2018 школу посещают 60 учеников 10-11 классов. В период с сентября по декабрь 2017 года при участии вузов, сузов и предприятий города организована профориентационная работа по набору старшеклассников на подготовительные курсы в вузы в целях ознакомления с особенностями прохождения службы в следственных органах и отбора кандидатов для поступления в ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» и «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации».

ОУ города сотрудничают с предприятиями: хлебозавод «Колос», завод «Амуркабель», в/ч 3800, 31043, Локомотивное депо, Вагонное депо ст. Хабаровск-II, Малая дальневосточная железная дорога, пожарная часть № 4 МЧС по Хабаровскому краю и др.          В кластере инженерной направленности школы города сотрудничают с «якорными» предприятиями: АО "Дальневосточная генерирующая компания", ООО "Транснефть - Дальний Восток", «IT ШКОЛА SAMSUNG», АО "Судостроительный завод". Взаимодействие с предприятиями включает в себя работу по следующим направлениям: экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессии, организация профильных смен и учебной практики на предприятиях.

В рамках реализации подпроекта «Развитие инженерного образования в Хабаровском крае» в городе расширяется спектр общеобразовательных программ технической направленности в системе дополнительного образования детей. Разработана система ежегодных соревнований, конкурсов, выставок, развивающих техническое мышление школьников, позволяющих создать устойчивый интерес к инженерному образованию среди учащихся.

В целях освоения обучающимися современных и будущих  профессиональных компетенций с опорой на передовой отечественный и международный опыт в апреле 2017 года проходил муниципальный этап  «JuniorSkills» по компетенциям: «3D прототипирование», Инженерный дизайн CAD», «Сетевое и системное администрирование», «Мобильная робототехника», «Электромонтажные работы», «Предпринимательство», «Лабораторный химический анализ». В чемпионате приняли участие  45 команд из 23 образовательных учреждений.

В ноябре на базе КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» проходил региональный чемпионат JuniorSkills Хабаровского края. В соревнованиях приняли участие 11 учреждений по 8 компетенциям. Среди победителей и призеров: МАОУ гимназия №4, «Математический лицей», «Экономическая гимназия», «СШ № 10», МБОУ  «СШ № 49 имени героев-даманцев», МБОУ СОШ № 9, № 39, МАУДО «Детско-юношеский центр  «Техноспектр», «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние». Ученица 9 класса МБОУ СОШ  № 68 Дерунец Маргарита в июне 2017 заняла III место на Всероссийском чемпионате «WorldSkills Russia – 2017» в компетенции «Электромонтажные работы». В октябре 2017 - на Международном чемпионате «WorldSkills Abu Dhabi – 2017»  – II место.

7 апреля 2017 года в рамках VII городской междисциплинарной научно-практической конференции «Шаг в науку», состоялся турнир по робототехнике с участием 58 школьников из 15 образовательных учреждений. 10 ноября 2017 года состоялась городская выставка научно- технического творчества «Проекты действующих моделей роботов» среди учащихся образовательных организаций города Хабаровска. Участие приняли 30 команд из 17 учреждений.

Учащимися 5-9 классов разработаны маршруты профориентационных экскурсий – 162 (2016 год), 169 – (2017 год). Профориентационные маршруты выходного дня – 34 (2016 год), 36 – (2017 год). Многодневные профориентационные маршруты (от 3-х дней) 6 –  (2016 год), 10 – (2017 год). Продолжается работа по организации профильных смен в загородных лагерях города, за лето 2017 года участниками профильных смен стали 2659 учащихся общеобразовательных учреждений города.

С целью повышения интереса детей и подростков к проблемам и перспективам  социально-экономического развития города продолжается работа по проведению фестиваля социально-экономических и бизнес-проектов  школьников «Хабаровск. НАШ», в рамках которого на базе высших учебных заведений края были организованы мастер-классы,  для учащихся 1-11 классов организованы экскурсии на предприятия всех форм собственности города и края: 2016 год – 826 экскурсий для 19565 человек; 2017 год – 920 экскурсий для 21331 человек.

По итогам школьного этапа разработано 456 проектов, в экспертные комиссии поступило 255 работ. По итогам фестиваля отобрано 36 проектов по 6 направлениям от 27 учреждений образования. 30.06 – 01.07.2017  победители и призёры Фестиваля приняли участие в работе образовательного форума, который прошёл в «Созвездии» с участием почетных гостей и официальных лиц города и края, представителей высших учебных заведений, бизнесменов-практиков. Представлены результаты реализации проектов-победителей Фестиваля 2016 года и лучшие проекты 2017 года. Почетными  грамотами  Хабаровской  Городской Думы награждены 8 руководителей образовательных учреждений, 7 педагогам вручены благодарности Законодательной Думы Хабаровского края, 35 педагогам (руководителям лучших проектов) вручены благодарности.

В рамках проекта «Компас самоопределения» в общеобразовательных учреждениях города  реализуется подпроект «Развитие кадетского образования в Хабаровском крае». Работа по патриотическому воспитанию ведётся с самого раннего детства. В шести муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города открыты кадетские группы для детей старшего дошкольного возраста разной направленности: юные кадеты МЧС (ДОУ 192, 202), юные кадеты военно-морского флота (62 детский сад), кадетская группа «Орлята» (ДОУ  23), юнги (ДОУ 14), юные инспекторы движения (ДОУ 133). Всего 14 дошкольных кадетских групп, которые посещает 442 воспитанника. Все дошкольные учреждения реализуют образовательные программы с кадетским компонентом, открыты дополнительные кружки «Юные барабанщики», «Группа развертывания флага»  и другие.

Юные кадеты, начиная с детского сада, знакомятся с символикой страны, края и города, проводят церемонию поднятия флага под гимн России. В дошкольных учреждениях формируются новые традиции: посвящение в кадеты, проведение кадетского бала, спортивных игр «Зарница», сотрудничество с кадетскими классами школ, участие в городских мероприятиях «Хабаровск НАШ», Вахта Памяти и др. Организация кадетских групп на базе детских садов получила одобрение родительской общественности. Растущий интерес к кадетскому образованию объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми, привязанными к родной земле, культуре и традициям своей страны.  В феврале – марте 2018 года планируется открытие кадетских групп еще в двух  детских садах №№ 55, 77.

В условиях внедрения новых образовательных стандартов формирование гражданско-патриотического сознания становится определяющим фактором требований к личностному результату каждого выпускника. На начало 2017-2018 учебного года базовое военно-патритическое образование (кластер «Военное образование») реализуется в 15 общеобразовательных учреждениях: кадетская школа №1, ВМЛ (военно-морские классы), СОШ № 3 (классы МЧС); СОШ 6 (казачий класс), СОШ № 11 и 38 (юридические классы),  СОШ 23 и 46 (кадетские классы); СОШ 26 (пограничные классы, оборонно-спортивный профиля); СОШ 41 (кадетский класс с авиационно-космической направленностью); СОШ 49 (кадеты-даманцы); 66 (кадетские классы правоохранительной направленности); 76 (пограничный класс), СОШ № 1 п. Берёзовка  (юридический класс), СОШ № 51(класс воздушно десантных войск). Всего 49 классов, в которых обучаются 1823 учащихся.

На старшей ступени обучения реализуются социально-правовой, экономико-правовой, военно-спортивный профили, а также оборонно-правовой профиль с углублённым изучением обществознания, права, физической культуры, ОБЖ и  предметов специальной направленности («История МЧС», «Противопожарная подготовка» и др.). Кроме того, преподаются гражданско-патриотические элективные курсы: «Военная история России», «Становление гражданского общества. Исторические истоки», «Этика военной службы и воинский этикет», «Организация охраны государственной границы», действуют школьные научные общества по патриотической тематике.

Организация внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие учащихся. В учреждениях увеличилось количество кружков и секций, организуемых как на базе общеобразовательных учреждений, так и дополнительного образования: «Строевая и огневая подготовка», «Смешанные единоборства», «Спортивное ориентирование», «Лыжная подготовка», «Хореография», «Компьютерная графика», «Мелодия»,  клуб «Память», «Музейное дело» и др. В каникулярный период в 30 образовательных организациях реализуются программы патриотической направленности (СОШ кадетская школа № 1, Берёзовка 1, 3; 6; 11, 23, 26, 38, 41, 46, 49, 51, 66, 76, ВМЛ и др.).

При организации профориентационной работы выстроена система взаимодействия школ с учреждениями военного профессионального образования и «якорными» предприятиями-партнерами (ГО и ЧС по Хабаровскому краю, Центр медицины катастроф, воинские части, база КАФ, Амурское речное пароходство и др.) в соответствии с выбранным профилем. Такое сотрудничество ориентировано на осознанный выбор и получение учащимися военной профессии.

Для развития кадетского движения  в образовательных учреждениях города проводится  «Кадетский бал», впервые  в  2016 году - городской смотр кадетских классов, в 6 образовательных учреждениях созданы кадетские хоры (СОШ № № кадетская школа 1, Берёзовка 1, 11, 38, 46, ВМЛ). В ноябре 2017 года кадетские классы (более 600 человек.) принимали активное участие в открытом фестивале «Марафон хоров кадетских классов общеобразовательных организаций Хабаровского края «Моя Армия». 30 ноября в Городском дворце культуры состоялось торжественное награждение победителей и гала-концерт, где были представлены лучшие номера.

Итогом деятельности по совершенствованию системы гражданско-патриотического воспитания, развитию кадетского образования в городе является увеличение более чем в два раза числа школьников, поступивших в высшие учебные заведения Министерства обороны, внутренних дел, госбезопасности, чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Ежегодно учащиеся школ города Хабаровска вносят значительный вклад в копилку достижений города воинской славы.